Бюджет доходов и расходов — вид управленческой отчетности, один из инструментов сбора и анализа информации.
БДР является одной из форм планирования, с помощью которой производится поиск резервов роста прибыли на основе анализа деятельности структурных подразделений и компании в целом. При составлении бюджета показатели формируются по методу начисления — когда факты хозяйственной деятельности признаются в том отчетном периоде, в котором они производятся, а не в котором по ним осуществляются платежи.
Бюджет доходов и расходов отвечает на вопрос: какое соотношение доходов и расходов будет у компании и какую прибыль/убыток она получит.
Составляют БДР на определенный календарный период — месяц, квартал и т. д. Периодичность определяет компания-составитель бюджета. Исходя из того, что главной задачей БДР является наглядное представление о финансовом состоянии компании, этот отчет должен:
легко визуально восприниматься — его формат должен быть знаком пользователям;
компактно размещаться на странице — объем БДР в идеале не должен выходить за рамки одного листа.
Для выполнения первого требования достаточно при составлении БДР сохранить логику привычного отчета о прибылях и убытках и воспользоваться отраслевыми методическими указаниями по учету затрат.
Добиться компактного размещения БДР на странице (бумажной или электронной) можно с помощью очищения отчетных данных от излишней информации за счет установления порогов существенности.
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
Для качественного и корректного составления БДР в компании нужно разработать учетную политику в целях бюджетирования, в которой отразить:
критерии существенности;
порядок начисления амортизации;
стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, единовременно списываемых на расходы;
иные важные для формирования бюджета учетные нюансы.
Каждый раздел бюджета формируется по своим правилам.